воскресенье, 5 сентября 2010 г.

О пользе и вреде здравого смысла в компании...


Все чаще встречаю руководителей, которые категорически не приемлют регламенты, процедуры, инструкции и т.д. Наверное, правильно: каждый чих не пропишешь - должен присутствовать здравый смысл, основанный на профессиональных знаниях.

Должно быть одинаковое понимание всеми, ЧТО, а главное, КАК необходимо сделать в ТАКОЙ-ТО ситуации, чтобы получить вот ЭТО.

Но разве одно исключает другое?

Если мы чистим ежедневно зубы, разве это исключает регулярные посещения стоматолога? И, если все-равно приходится посещать стоматолога, зачем же мы тогда тратим столько время на ежедневную процедуру? Для хорошего запаха? Мир давно придумал более совершенные и более приятные вещи для устранения плохого запаха - Тик-Так, например.

Регламенты и процедуры сами по себе не решают проблем. Это верно.
Так же точно и то, что один здравый смысл, один профессионализм не приведут компанию к прорыву.

Регламенты и процедуры - всего лишь инструменты. Инструменты не помагают сами по себе, как скатерть-самобранка. Сильно Вам поможет самый лучший набор ключей при ремонте мерседеса? Как минимум, необходимо знать, устройство автомобиля.

Точно также самый лучший автослесарь(здравый смысл+профессиональные навыки) будет бесполезный без инструментов.

А если работают несколько десятков или даже сотен профессионалов, объединенные сложными функциональными и иерархическими связями?

Им необходимы, как единые правила действия (регламенты), так и возможность в рамках этих правил творить, импровизировать(здравый смысл + профессионализм). Но только в рамках ЭТИХ правил, способствуя,а не нарушая достижение общего оптимума.

Здравый смысл человека - это всегда какие-то его истины, его личные правила.
Здравый смысл в компании - это разделяемые сотрудниками истины и правила - неписанные, устные, основанные на коммуникациях.

Но, правда в том, что устные правила со временем искажаются и легко забываются. Более того, время и события изменяют их. Причем изменяют по разному для каждого из сотруднков. Со временем это делает невозможным проведение ревизии этих правил. Они - размыты, часто неосознанны и выявляются только в производственном поведении сотрудника.


Вопрос практического приведения "здравых смыслов" каждого участника к общему знаменателю - это вопрос формирования одинаковых "ощущений" в отношении разных событий, разных поступков.

И тема для следующего поста.